Как известно, начало широкого проникновения западных держав в Китай в 40–50-х годах ХІХ в. было связано с двумя «опиумными войнами» 1839–1842 и 1856–1860 гг. В результате победы в этих вооружённых конфликтах, Великобритания, а вслед за ней и другие государства – США, Франция, Россия – получили возможность широкого коммерческого проникновения в Циньскую империю и превращение её полуколонию.
Важной составляющей экспансии западных держав в Китай было использование в качестве предлога к вооружённому конфликту ситуаций, связанных с гибелью иностранцев от рук местных пиратов, бандитов и аборигенов. То, что представители криминальных сообществ имели китайское подданство, позволяло выставить претензии к Пекину и обвинить его в неспособности самостоятельно обеспечить безопасность для граждан западных стран. Другим формальным поводом для начала боевых действий служили попытки китайских властей остановить незаконную деятельность иностранных коммерсантов, которые неизменно воспринимались в столицах ведущих государств, как показатель враждебности и произвола. Наглядным примером служит скандал, связанный с арестом команды судна «Эрроу» – китайского корабля, плававшего под британским флагом. 8 октября 1856 года, экипаж был схвачен маньчжурскими властями по подозрению в занятии пиратством и контрабандой опиума. В ответ, Великобритания объявила войну Цинской империи.
Анализ источников, прежде всего опубликованных официальных документов, позволяет утверждать, что подобные методы активно использовались представителями и других великих держав, прежде всего, США. Этим не гнушались представители американских фирм, пытавшиеся таким образом заставить Вашингтон предпринять решительные действия, которые пошли бы на пользу их торговым интересам в Китае.
Одним из главных объектов интереса американских торговцев в период между двумя «опиумными войнами» стал остров Тайвань (Формоза). Часть коммерческой и политической элиты США настаивала на присоединении данной территории, считая, что таким образом удастся опередить в конкурентной борьбе Великобританию, которая с 1842 года владела Гонконгом. Активным сторонником осуществления данной идеи был адмирал М.К. Перри (1794–1858), в 1854 г. «открывший» Японию для западной торговли. Его последователем был американский представитель в Китае на начальной фазе второй «опиумной войны» П. Паркер (1804–1888), предложивший Белому Дому собственный проект захвата острова. В качестве оправдания претензий на Тайвань был использован скандал, связанный с захватом в 1854 году местными пиратами корабля «Кальдера», принадлежавшего британцу американского происхождения Мэтью Руни (ок. 1819 – начало 1860-х гг.). Представляется крайне важным освещение данного эпизода, проливающего свет на сущность политики американских коммерческих кругов в отношении Тайваня и практически полностью не отображённого в отечественной и зарубежной историографии.
Подробная биография М. Руни не известна. Он вскользь упомянут в фундаментальном труде американского историка Гарольда Отнесса «Одна тысяча представителей западных стран на Тайване до 1945 года». В работе, в частности, отмечается, что капитан Мэтью Руни (иногда его называли Муни) был американцем ирландского происхождения, который первым добился от китайских властей права на торговлю в тайванском городе Гаосюн в 1855 г. [3, р. 101].
Это был авантюрист и торговец опиумом, представитель нелегального международного сообщества нечистых на руку коммерсантов, которые активно торговали наркотиком, несмотря на все запреты маньчжурских властей. То, что Тайвань в период между двумя «опиумными войнами» не входил в список территорий открытых для иностранной торговли, его, видимо, абсолютно не интересовало. Благодаря своей коммерческой хватке, Руни удалось прочно обосноваться в Гаосюне. Он практически контролировал всю гавань и имел большую факторию на берегу.
Основу его деятельности составляла торговля тайваньским сахаром и камфорой и, конечно, опиумом. При этом, назвать его американским бизнесменом, можно было только условно, поскольку официально он был представителем британской фирмы «Джардин, Маттисон и компания». Это была большая компания, становление которой происходило ещё в 20–30-х гг. ХІХ в. Суда же, на которых он перевозил свой товар, были зарегистрированы в Чили [2, р. 55].
Кроме того, ирландец зарабатывал на перевозке пассажиров, пересекавших Тихий океан. Благодаря этому, можно узнать об эпизоде, связанном с разграблением китайскими пиратами его судна «Кальдера» в тайваньском проливе в 1854 г. В том злосчастном походе его сопровождала некая леди Фани Лафает. Она была француженкой, которая после начала «золотой лихорадки» переселилась в Сан-Франциско. Позже она решила переехать в Гонконг и обратилась к Руни за содействием. Тот взял её на борт «Кальдеры» в качестве пассажирки. Когда судно было захвачено китайскими пиратами, Лафает попала в плен и была позднее освобождена британскими войсками. В 1856 году она написала книгу «Захват леди китайскими пиратами», из которой можно узнать о подробностях данного эпизода.
Согласно данным, приведённым в воспоминаниях француженки, «Кальдера» представляла из себя трёхмачтовое судно, хорошо построенное и прекрасно оснащённое. Команда корабля состояла из 17 человек, выходцев из разных стран. Судно везло в Китай кофе, сахар и опиум. Владельцем груза был китаец, выходец из Кантона Чин Пэнь, имевший торговый дом в Сан-Франциско.
По мнению Лафает, капитан Руни был человеком весьма любезным, свободно говорившим и на китайском, и на французском языке. В первые дни плавания он рассказал женщине об опасностях плавания в китайских морях, прежде всего, об угрозе со стороны пиратов. Мореплаватель сообщил, что два года назад на его корабль уже было совершено нападение. Вся его команда тогда погибла, а он пробыл три месяца в пиратском плену, прежде чем ему удалось бежать [2, р. 61]. Он ещё не знал, что ему, а также его пассажирке, предстояло пережить этот ужас снова.
Когда судно уже приближалось к китайским берегам, на него было совершено пиратское нападение. Три джонки, на которых находилось тридцать-сорок разбойников, окружили «Кальдеру». Посредством абордажных крючьев они залезли на корабль и начали грабёж. Руни приготовился стрелять в нападавших, но Лафает убедила его не сопротивляться, опасаясь резни. Её и вправду едва не убили, приставив нож к горлу, но Чин Пэню удалось убедить разбойников забрать женщину в плен, в надежде получить за неё выкуп. «Каюты были взломаны, и я наблюдала, как мои вещи были перемещены в джонку. Было украдено всё, даже птицы в клетке, сделанной из ивовых прутьев» – с горечью писала она [2, р. 69].
В течение нескольких последующих дней Руни удалось бежать, а Лафает предстояло провести в пиратском плену несколько месяцев, прежде чем её освободили британцы.
Доподлинно не известно, насколько быстро о произошедшем инциденте узнали представители США в Китае. Однако, первые конкретные шаги, направленные на то, чтобы добиться от китайских властей компенсации, были предприняты только летом 1858 года в разгар «опиумной войны», когда нажим западных держав на цинское правительство резко усилился.
17 июня 1858 года Руни направил письмо американскому представителю в Китае У. Риду (1806–1876), в котором попросил содействия в вопросе выплаты компенсации от китайского правительства, за ущерб, причинённый в результате захвата пиратами «Кальдеры». Общая сумма, которую рассчитывал получить пострадавший, составляла 6840 долларов. К обращению был приложен список того, что было украдено разбойниками. За товар, который находился на судне, Руни намеревался получить 1500 долларов, все остальные деньги он требовал за личные вещи, захваченные китайцами – столовое серебро, книги, одежда, мебель, навигационные приборы и т.п. [3, р. 134]. Обращение Руни к Риду было подписано американским вице-консулом в Китае О.Э. Робертсоном, к которому капитан обратился на день ранее. Письмо достигло адресата только в середине октября 1858 г. В ответном послании от 15 октября, Рид сообщил Руни, что присовокупил требования капитана к общему списку претензий к китайскому правительству [3, р. 194].
В связи с этим, возникает вопрос связанный с мотивами Руни, который обратился со своими требованиями через несколько лет после того как «Кальдера» была разграблена китайскими пиратами. С одной стороны, его действия, вероятно, были продиктованы желанием воспользоваться моментом, и получить компенсацию. В тоже время, не исключено, что торговец опиумом пытался в очередной раз привлечь внимание правительства США к вопросу о приобретении Тайваня, что было бы выгодно с точки зрения его коммерческих интересов.
Однако надежды Руни не оправдались. Вероятно, что Рид, сторонник более взвешенного подхода в отношениях с Китаем и противник аннексии Формозы, не стал раздувать скандал, связанный с нападением пиратов. В декабре 1859 года требования Руни были переданы совету специальных уполномоченных, которые рассматривали подобные случаи. Компенсацию за убытки, в размере 3040 долларов, удалось получить только в начале 60-х годов XIX века, когда капитан уже умер. Сумма выплаты была уменьшена в связи с невозможностью установления точного гражданства Руни [3, р. 166].
9 декабря 1864 года причитавшуюся сумму получил наследник капитана – его брат Майкл Руни, тоже участвовавший в нелегальной торговле опиумом на Тайване, а в рассматриваемый период, проживавший в Дублине. Деньги были вручены американским вице-консулом в Ирландии У. Уэстом [3, р. 189].
Таким образом, попытки нелегальных торговцев опиумом, в частности М. Руни, подтолкнуть американское правительство к аннексии острова Тайвань закончились безрезультатно. Специальный уполномоченный в Китае в период второй «опиумной войны» У. Рид, не стал раздувать скандал, связанный с грабежом корабля «Кальдера», принадлежавшего капитану, в качестве предлога для дальнейшей высадки американских войск на острове. Несмотря на усилия сторонников оккупации Формозы, Вашингтон отказался от данной затеи, придерживаясь более взвешенного подхода в отношениях с Цинской империей.
Литература
1. Executive documents of the House of representatives. 1868–1869. Washington, 1869.
2. Loviot F. A lady captivity among Chinese pirates in Chinese seas. L., 1856.
3. Otness H. One thousand westerners by Taiwan to 1945. Taipei, 1999.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 684 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 8 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 254-258.
Автор: Набока А.В.